Публикация основополагающей статьи Вернера
В 1893 г. опубликована основополагающая статья Вернера и в этом же году он покинул Цюрихский политехникум, поскольку был избран профессором
органической химии Цюрихской высшей школы (позднее преобразованной в университет). Следует обратить внимание читателей на то, что состоялось избрание профессором именно
органической химии. Координационная теория уже создана и неорганическая химия получила историческое обобщение, за которое будет присуждена Нобелевская премия, а пока Вернер без сомнения воспринимался как специалист по
органической химии. Признание реформатором неорганической химии впереди, но для этого нужно работать, и много работать. Должность профессора давала возможность самостоятельно руководить научным коллективом и привлекать к исследованиям студентов. Блестящие лекторские способности, свежесть и оригинальность взглядов на химическую науку, увлеченность делом, общительный и веселый характер - все это, как магнит, привлекало молодежь. Вернеру нужны рабочие руки, не головы, а именно руки, чтобы проводить многочисленные синтезы предсказанных теорией комплексных соединений. Каждый студент и стажер имел от профессора задание, четкий и жесткий план. Ежедневный контроль за ходом работы, нетерпимость к безделию и посторонним занятиям в рабочее время - это обычный стиль работы и режим трудового дня. Из лаборатории Вернера изливался поток научных статей в обоснование и подтверждение теории. Лаборатория своими исследованиями привлекла внимание мировой химической общественности. В нее начали съезжаться стажеры из различных стран. Цюрих стал Меккой неорганической химии.
Не следует думать, что признание координационной теории проходило единодушно и без сомнений. В науке признание нового никогда не происходит без сопротивления. Ученый может быть новатором в проблемах, которые решает, но в то же время консерватором во всем остальном. Даже большой ум, но обремененный старыми знаниями, иногда оказывается менее восприимчивым к новому, чем ум среднего человека, свободного от этих знаний. В жизни бывает, что преподаватель труднее усваивает новое достижение или новую систему знаний, чем ученик или студент. Преподавателю в прямом смысле мешают прежние представления, а ученик, не имея их, воспринимает новое как обычный, устоявшийся материал.
Результаты, достигнутые во сне
Индивидуальность гениального ученого
Исследования электрической проводимости комплексных соединений
Публикация основополагающей статьи Вернера
Теория Бломстранда - Иергенсена
Признание координационной теории
Комплексные соединения кобальта