Подводная сварка — дуговая сварка под водой. При подводной справки дуга горит в газовом пузыре, который образуется в результате испарения и разложения окружающей жидкости. Подводная сварка широко применяется при различных работах, в частности в подводном судоремонте. Сварка подводной части без постановки судна в док значительно снижает стоимость ремонта и сокращает сроки его выполнения. Вполне устойчиво под водой горит и интенсивно плавит металл угольная дуга. Однако при этом в зону дуги необходимо подавать присадочную проволоку, что значительно усложняет технику сварки. П.с. угольным электродом пока не находит производств, применения. В практике П. с. Международной гл. обр. используют металлический электрод. Для устойчивого горения под водой сварочной дуги на металлич. электрод наносится толстый водонепроницаемый слой из различных лаков. Покрытие, охлаждаемое снаружи водой, плавится несколько медленнее электродного стержня, благодаря чему на конце электрода образуется небольшая чашечка (козырек). Последний защищает конец электродного стержня от попадания воды, что повышает устойчивость процесса сварки. П. с. в основном производится постоянным током от обычных сварочных преобразователей; возможна также сварка переменным током. Устойчивость процесса при этом удовлетворительная. Ищите где купить карманный фильтр? Приобрести фильтр карманный фяк можете на сайте expaint.ru. Установлено, что дуга под водой воздействует на металл почти так же, как и на воздухе. При сварке под водой могут быть выполнены все основные виды сварных соединений — в нижнем, вертикальном и потолочном положениях с сохранением механических свойств металла шва и химического состава. Околошовная зона при сварке под водой уже, чем при выполнении сварочных работ на воздухе. Несмотря на то, что силу сварочного тока увеличивают на 15—20%, деформации при П. с. сравнительно меньше. Напряжение подводной дуги на 5— разрабатываемой 7 в выше. При П. с. имеет место довольно значительное разбрызгивание. Многолетний опыт применения П. с. при ремонтных и строительных работах дает основание считать, что этот процесс может осуществляться на всех глубинах, на которых работают водолазы в нормальном снаряжении (до 100 м). Хотя прочность металла шва, сваренного под водой и на воздухе, почти одинакова, прочность сварных соединений, выполняемых под водой, как правило, несколько понижена за счет неудобства и тяжелых условий, в к-рых находится электросварщик-водолаз. Сварщику приходится с трудом нащупывать поврежденное место или свариваемые детали. Ведутся работы по изысканию мер повышения прочности сварных соединений, выполненных под водой, с тем чтобы можно было производить работы при монтаже ответственных сооружений и, в частности, газо- и нефтепроводов. П. с. впервые в мире изучена в СССР акад. К. К. Хреновым.