Наблюдения могут быть кратковременными или продолжительными. Давая задание на наблюдение, преподаватель (инструктор) должен точно определить его цель, сообщить вопросы, на которые обучающимся придется ответить, порядок проведения наблюдения, указать меры предосторожности, которые нужно соблюдать, объем и примерную продолжительность наблюдения.
Обучающиеся здесь должны иметь четкое представление также о порядке и способах выполнения задания, формах записей и зарисовок. Вся производственно-техническая документация, необходимая для проведения наблюдения и фиксации его результатов, должна быть подобрана заранее. Обучающиеся должны уметь выделить главное в наблюдаемом объекте, запечатлеть это главное в памяти и суметь изобразить графически или кратко описать в тетради.
Преподаватель (инструктор) производственного обучения, давая задание, например ученику, изучающему профессию аппаратчика, произвести какое-либо наблюдение, указывает его цель, порядок проведения, трудности, которые могут возникнуть, литературу, с которой следует ознакомиться, вопросы, на которые надо ответить устно или письменно, характер эскизов и диаграмм, подлежащих выполнению, и т. д.
Наблюдения за реально происходящими событиями расширяют кругозор, упражняют память, пробуждают интерес к знаниям, воспитывают внимание. С течением времени наблюдения должны усложняться. Обучающимся можно дать, например, задание на самостоятельный анализ технологических процессов по циклам с заключением по каждому из них, с указанием причин отклонений от заданных параметров и с описанием выявленных недостатков. После того как это задание будет выполнено, преподаватель (инструктор) вместе с обучающимися организует разбор результатов наблюдений, анализирует и обобщает их положительные и отрицательные стороны. В заключение коллективно разрабатываются рекомендации по улучшению технологических процессов.
Иногда сведений, полученных во время наблюдения, оказывается недостаточно для всестороннего обсуждения. В этом случае обучающиеся предупреждаются о недопустимости поспешных, недостаточно обоснованных выводов. Желая углубить знания обучающихся, преподаватель (инструктор) ставит перед ними более сложные задачи, требующие определенных усилий и самостоятельной работы с технической литературой для выявления всех признаков объектов изучения, для выделения из всего многообразия этих признаков самых важных и наиболее характерных, наконец, для сопоставления признаков с целью установления их сходства и различия.
Самостоятельные наблюдения выгодно отличаются от других методов обучения тем, что, максимально заинтересовывая обучающегося, заставляют его впитывать материал действительности и делать из него практические выводы. Мимолетные наблюдения прочных результатов не дают. Хорошее усвоение умений требует наблюдений и нуждается в многократном повторении.
К высшим формам самостоятельной работы можно отнести работу, проводимую по личной инициативе обучающегося, на основе его собственного замысла.