Во время работы тормоза колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между наклепанными на колодках фрикционными накладками и поверхностью барабана возникает трение, следовательно, резко увеличивается сопротивление вращению колеса. При дальнейшем увеличении трения между накладками колодок и барабаном колесо вообще может перестать вращаться и будет скользить по дороге; произойдет так называемое торможение юзом. Такое торможение приводит к потере управляемости передним колесом мотоцикла-одиночки и к заносу заднего колеса.
Тормоза- мотоциклов в большинстве случаев снабжены механическим приводом; исключением являются только мотоциклы высокой проходимости и некоторые мотоциклы с колясками, имеющие гидравлический привод.
У мотоциклов с прицепной коляской тормоз в колесе коляски в большинстве случаев отсутствует, его применяют только на мотоциклах высокой проходимости и на отдельных дорожных мотоциклах с коляской.
Простой двухколодочный симметричный тормоз с одним нерегулируемым упором (осью) тормозных колодок является наиболее распространенным.
Колодкой 6 управляет кулачок 8, а колодкой 1 — кулачок 4. Кулачки вставлены шипами в отверстия крышки тормозного барабана. На конце кулачков имеются шлицы, на которые надевают рычаги 11 и 13 и затягивают гайками. Купить гайку можно на сайте krepmarket.ru Оси кулачков помещены от центра крышки на таком расстоянии, что рабочие затылки кулачков находятся на равном расстоянии от центра. Пальцы 9 расположены в одной диаметральной плоскости, на одинаковом расстоянии от центра крышки, но с разных ее сторон. Обе колодки стягиваются возвратными пружинами 5 и 7. В нижнем рычаге 13 закреплен трос, в верхний рычаг 11 упираются его оболочка. Трос, как и оболочка, укрепляется на рычагах шарнирно; для этого у проушины рычагов вставлены пальцы 16 и 14.
При нажатии на ручной рычаг тормоза переднего колеса рычаги 11 и 13 повертываются навстречу друг другу. Вместе с рычагами повертываются кулачки и прижимают колодки к тормозному барабану. Силы, приложенные к обоим рычагам, будут одинаковы. Оба рычага 15 имеют равные плечи, а рабочие затылки обоих кулачков одинаковый профиль; поэтому силы, прижимающие обе .колодки к барабану, будут равны. Механизм, состоящий из двух рычагов, пальцев и троса с оболочкой, таким образом, выоавнивает силы приложенные к рычагам.